Уважаемые читатели!
В Гагаузии, особенно среди политической элиты, все чаще звучат предложения о несостоятельности Рабочей группы Парламента и Народного Собрания.
Напомню, что эта диалоговая площадка на законодательном уровне была создана в 2015 году, благодаря решению Парламента.
Группа является паритетной и состоит из 14 депутатов, по 7 депутатов со стороны Кишинева и Комрата.
Консультационный проект был невозможным без экспертной, консультационной и логистической поддержки проекта CMI (финская организация Фонда мира Мартти Ахтисаари), бесконечной и бескорыстной финансовой поддержки Посольства Швеции в Республике Молдова.
За что им отдельная благодарность!
Как политик, который стал участником Рабочей группы, с момента ее основания, выскажу свое личное мнение о важности этого формата для диалога.
Оппонентам, которые считают деятельность Рабочей группой безрезультатной, я задаю один вопрос и не получаю ответа: до 2015 года, то есть до создания Рабочей группы, какая из законодательных инициатив Гагаузии была рассмотрена и утверждена Парламентом?
Ответ очевиден – ни одной!
Начиная с 2015 года, Парламент утвердил целую гамму законодательных инициатив от Гагаузии, прошедших согласование и экспертизу Рабочей группы.
Внесены изменения в национальные законы о местном публичном управлении, о децентрализации, о административно-территориальном устройстве и другие.
АТО Гагаузия получила официальный статус автономной территории с органами публичного управления особого уровня, отличными от органов власти районов Республики Молдова.
Именно Рабочая группа произвела правовую революцию в вопросах децентрализации финансов, когда инициировала изменения в Закон о Дорожном фонде, деполитизировав средства на реконструкцию дорожной инфраструктуры.
И сегодня все примэрии Гагаузии и нашей страны, и другие территориальные единицы ежегодно получают миллионы леев на ремонт локальных и региональных дорог.
Отдельная история достижений связана с инициативой Рабочей группой проведения выездного заседания Правительства в Гагаузии, которое состоялось в 2016 году в с. Авдарма. По итогам настоящего заседания в инфраструктуру автономии было инвестировано более 100 млн.леев.
Начались процессы разграничения полномочий между Центром и автономией, особенно в сфере культуры.
В политической повестке дня, в кулуарах и на официальных площадках Правительства и Парламента тема Гагаузии стала востребованной.
А главное – автономия стала интересной и популярной, открытой и для Запада, и для Востока.
Конечно, были и проблемы, и неудачи, и аспекты, подвергнувшие риску диалоговый процесс и созданную атмосферу доверия между членами Рабочей группы.
Поэтому главный вызов для нас – стоит продолжать деятельность в рамках Рабочей группы, или нет.
Что выбрать в этих условиях для Гагаузии – выйти из состава Рабочей группы и полностью изолироваться, или, вооружившись аргументами, профессиональными наработками и терпением, добиваться укрепления полномочий автономии и решения проблем граждан?
Мой ответ однозначный – я обязан продолжить деятельность в составе Рабочей группы.
В условиях дипломатической и правовой изоляции Гагаузии, которая сложилась после избрания Башканом Евгении Гуцул, Рабочая группа осталось единственной (поистине – уникальной) институциональной платформой для диалога между Комратом и Кишиневом.
Деятельность в Рабочей группе – это не политический пиар, не укрепление политического имиджа, наоборот, это сложная и кропотливая работа, это преданность и вовлеченность процессу диалога, это неувядающая надежда на лучшее.
Конечно, мне тоже хочется, чтобы Рабочая группа инициировала изменения в Конституцию, укрепляющие правовой статус Гагаузии, Избирательный Кодекс соответствовал ожиданиям властей автономии, Прокуратурой Гагаузии руководил специалист, назначенный в соответствии с установленной Народным Собранием процедурой.
Пока это только мечта.
Но все эти ожидания и останутся мечтой, если мы прекратим работу и диалог.
Даже дилетант в политике понимает важность Рабочей группы. Выступая против нее, закрываем Гагаузии оставшуюся (возможно единственную) диалоговую площадку.
Будет очень больно осознавать, что вредителями автономии являются избранные народом.