Уважаемые читатели!
Сегодня исполняется 13 месяцев, как Председатель Народного Собрания Гагаузии провел в Израиле встречу с Иланом Шором.
Встреча, которая, по моему мнению, имеет трагические последствия для Гагаузии.
К такому выводу я пришел, не потому, что не были реализованы главные обещания по результатам ее проведения.
Например, в 2023 году не были инвестированы 500 миллионов леев в инфраструктуру населенных пунктов Гагаузии. Наоборот, согласно статистическим данным, объем инвестиций в основный капитал из всех источников финансирования в 2023 году составил 776,3 миллионов леев, уменьшившись по отношению к 2022 году на 278 миллионов леев или на 23,4 %.
Не был определен земельный участок для строительства аэропорта, а о реализации этого проекта, уже все позабыли.
Трагедия состоит в другом, после этого визита был прерван диалог между руководителями Парламента Республики Молдова и Народного Собрания Гагаузии, из-за сотрудничества Председателя Народного Собрания с политиком, признанным в нашей стране, вне закона.
Учитывая, что к тому времени официальный Кишинев прекратил отношения с Главой Гагаузии, Народное Собрание оставалось единственным легитимным органом власти для центральных органов публичного управления Республики Молдова и внешних партнеров Гагаузии.
Народное Собрание могло эффективно и результативно сотрудничать на всех уровнях взаимоотношений и с Кишиневом, и с международными организациями и донорами, нивелировав отсутствие диалога на уровне исполнительной власти.
Однако, визит Д. Константинова в Тель-Авив дискредитировал всë Народное Собрание Гагаузии, так как согласно действующего законодательства, Председатель Народного Собрания Гагаузии представляет во внешних отношениях весь представительный орган Гагаузии.
После этого визита, Гагаузия погрузилась в правовую изоляцию, лишившись адвокатирования со стороны международных структур.
Народное Собрание Гагаузии перестали посещать представители центральной власти и дипломатического корпуса.
Парламент Республики Молдова, нарушив Хартию Местного Самоуправления Совета Европы, воспользовался правовой беспомощностью Гагаузии и принял изменения в Налоговый Кодекс, направленные на сокращение собственных доходов Гагаузской автономии.
Последствия будут иметь тяжелый характер, Гагаузия может только в 2024 году потерять около 100 миллионов леев бюджетных доходов от бюджетообразующего дохода – подоходного налога с юридических лиц.
Из-за политического кризиса между Комратом и Кишиневом, крупные экспортеры Гагаузии покинули юрисдикцию Гагаузии и зарегистрировались в более спокойных регионах нашей страны, став налоговыми донорами их районных бюджетов.
Ключевые макроэкономические показатели Гагаузии «пошли в минус» - показатели внешней торговли, промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций в основной капитал.
Населенные пункты и публичные учреждения Гагаузии, учитывая падение поступлений в центральный бюджет автономии, остались без многомиллионных капитальных вложений на развитие инфраструктуры.
Гагаузия столкнулась еще с бюджетной и инвестиционной изоляцией.
Таким образом, одно политическое решение о встрече с Иланом Шором привело к серьезным последствиям, затронувшим как экономическую, так и правовую сферу жизни региона. Эти последствия будут ощущаться еще долго и могут повлиять на стратегическое развитие Гагаузии в будущем.