Açan kökün kaavi, dallar da örüyer!
Уважаемые читатели!
Вчерашнее решение Конституционного Суда Республики Молдова, в отношении неконституционности части (2) статьи 21 Закона об особом правовом статусе Гагаузии, предусматривающей, что Прокурор Гагаузии назначается Генеральным прокурором Республики Молдова по представлению Народного Собрания Гагаузии, вынудило нас - меня и моего коллегу, Михаила Николаевича Железогло, опубликовать открытое письмо к руководству нашей страны, следующего содержания:
Открытое письмо
к центральным органам власти Республики Молдова
Уважаемые господа!
Совсем недавно исполнилось 30 лет со дня принятия Парламентом Республики Молдова Закона № 344-XIII от 23 декабря 1994 года «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» — нормативного акта, ставшего символом примирения, политической зрелости и правового компромисса между Кишиневом и Комратом. Настоящий закон обеспечил мирное решение территориального конфликта и стал образцом для международной практики урегулирования этнополитических споров в рамках унитарного государства.
Однако в последние годы мы с нарастающим беспокойством наблюдаем процесс девальвации правовых основ автономии, выражающийся в одностороннем ослаблении механизмов самоуправления Гагаузии. Это происходит в нарушение принципов, закреплённых в Конституции Республики Молдова, в том числе положений о децентрализации власти, особом правовом статусе автономии и уважении к решениям её представительных органов.
Последовательно - Парламент Республики Молдова принял дискриминационное изменение Налогового кодекса, не проведя предварительных консультаций с органами власти Гагаузии; Президент Республики Молдова не реализовал норму закона о включении Башкана в состав Правительства страны; Правительство Республики Молдова игнорирует обязательное руководящее участие Главы автономии в деятельности региональных публичных структур, включая Региональный Совет по Развитию; Конституционный Суд признал неконституционным положение о представлении Народным Собранием Гагаузии кандидатуры на должность Прокурора автономии, подрывая заложенный баланс между центром и автономией.
На наших глазах разрушается сложившийся в течении 30-ти лет правовой порядок, тщательно выстроенный на принципах согласия, доверия и взаимного уважения. Вместо укрепления правовой стабильности и институционального диалога, сегодня предпринимаются действия, ведущие к подрыву автономной конструкции, признанной международным сообществом как успешная.
В этом контексте особенно тревожным является то, что борьба официального Кишинева с влиянием Илана Шора, признанного виновным в финансовых преступлениях, нанесших ущерб государству и подорвавших его экономическую и правовую безопасность, используется как предлог для демонтажа автономных полномочий Гагаузии.
Хотим предельно ясно заявить: Гагаузская автономия не отождествляется с политической деятельностью Илана Шора и не является орудием его интересов. Более того, мы лично — представители органов власти автономии, открыто и последовательно противостоим попыткам подчинения Гагаузии интересам криминализированных структур, дестабилизирующих внутреннюю ситуацию в стране. Мы выступаем за законность и за укрепление доверия между Комратом и Кишинёвом.
Однако, предпринимаемые центральной властью шаги по ограничению автономии, вместо локализации влияния Шора — фактически усиливают его токсичность: в условиях правового вакуума и сужения институциональных полномочий возрастает уязвимость автономии перед внешним и популистским влиянием.
Мы, как представители части жителей автономии — граждан Республики Молдова, выполняющие свой мандат в соответствии с национальным и автономным законодательством, подчёркиваем:
Односторонние шаги, игнорирующие особый правовой статус Гагаузии, не ослабляют влияние Илана Шора, а, наоборот, — подпитывают его риторику, усиливают поляризацию в обществе и способствуют отчуждению автономии от центра.
В связи с этим, мы призываем Вас к:
- формализации механизмов обязательного согласования решений, затрагивающих статус Гагаузии;
- законодательному укреплению процедурного иммунитета Закона № 344/1994, запрещающих его изменение без согласия Народного Собрания Гагаузии;
- отказу от политической практики, при которой автономия воспринимается как объект санкционного давления, а не как партнёр в рамках единого, демократического и правового государства.
Мы уверены, что лишь через соблюдение взаимных обязательств, уважение к конституционным и органическим нормам, лояльное сотрудничество и постоянные консультации можно обеспечить этническую толерантность и поступательное развитие всей страны.
Депутаты Народного Собрания Гагаузии:
М. Железогло
А. Тарнавский15 апреля 2025 года